напечатано.

Является ответом на письмо Данилевского от 21 декабря 1848 г. («Вестник Европы» 1890, № 2, стр. 604–605). Датируется на основании этого и последующего письма Данилевского, от 16 февраля 1849 г. (там же, стр. 605–606), ответного на письмо Гоголя.

Россет — Климентий Осипович (1811–1866).

…письма к брату… — И. В. Капнисту, см. примеч. к письму А. С. Данилевскому от 29 октября 1848 г.

…единого прекрасного жреиы — цитата из «Моцарта и Сальери» Пушкина.

С. Т. АКСАКОВУ.

Печатается по подлиннику (ЛБ).

Впервые напечатано в «Звеньях», т. 3–4, М.—Л., «Academia»,

1934, стр. 352.

Датируется на основании пометы С. Т. Аксакова на подлиннике: «1849» (в «Звеньях» ошибочно указано «1848») и относится к началу года, именно к зимним его месяцам, когда и Гоголь и вся семья Аксаковых жили в Москве.

Статья мне нужная… В № 66 «С.-Петербургских Сенатских Ведомостей», вышедшем 17 августа 1848 г., содержатся два сообщения, которые могли интересовать Гоголя как материал для работы его над вторым томом «Мертвых дут»: это «Расписание окладов для чинов казенных палат, с назначенными добавками» и известие об учреждении «Военного суда над помещиками Минской губ., Мозырского уезда, за злоупотребления и неправильные действия при составлении в 1843 г. планов и статистических описаний незаселенных земель, отданных в залоги по питейным откупам и другим подрядам с казны» (см. С. Дурылин. «Гоголь и Аксаковы». — «Звенья», т. 3–4, стр. 353–357).

«Достопамятности Москвы» Снегирева — книга И. М. Снегирева «Памятники московской древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы. С 3 планами Москвы, 23 картинами и 18 рисунками». М. 1841.

О. В. ГОГОЛЬ.

Печатается по подлиннику (ЦГЛА).

Впервые напечатано в «Литературных приложениях» к «Ниве» 1900, № 12, стр. 696–697.

Датируется 1849 годом, так как в этом году был падеж скота в Васильевке, и по связи со следующим письмом Гоголя к сестре (письмо О. В. Гоголь от 3 апреля 1849 г.), недатированным, но несомненно написанным 3 апреля 1849 г.

Книжки, какой ты просишь… — о какой книге идет речь, неясно, так как письмо О. В. Гоголь к брату до нас не дошло.

М. И. ГОГОЛЬ.

Печатается по тексту «Русской Старины» (1889, № 1, стр. 142), где было впервые напечатано.

Датируется по связи с письмом М. И., А. В. и Е. В. Гоголь от 3 апреля 1849 г.

Из «дворянского дела Гоголя» («Литературный Вестник 1902, кн. 1, стр. 131–133) видно, что дед писателя, А. Д. Гоголь-Яновский, представил доказательства своего происхождения от могилевского полковника Андрея Гоголя, на основании чего фамилия Гоголей-Яновских была внесена в первую часть родословной книги киевского дворянства. Но причисление к киевскому дворянству, вероятно, вносило какую-то путаницу в дела, и мать писателя, М. И. Гоголь, в 1830-х годах начала хлопотать о приписке ее рода к полтавскому дворянству. Письмо Н. В. Гоголя, очевидно, является ответом на запросы матери, связанные с этими хлопотами. Дело кончилось уже по смерти писателя, в 1855 г., утверждением фамилии Гоголей в потомственном дворянстве» с внесением в третью часть родословной книги дворян Полтавской губернии.

…дело по этой части было окончено… еще при покойном отце — не при отце, а при деде Н. В. Гоголя, в 1784 г. (см. выше, а также «Дворянский протокол Гоголя». — «Записки», II, стр. 271–272).

Любомирский — Иван Семенович, титулярный советник, в 1820-х—1840-х годах служил секретарем Полтавского дворянского депутатского собрания. В эти же годы И. В.
страница 271
Гоголь Н.В.   Комментарии к письмам